Отчет о поездке по Северному Приладожью.
6:05 Старт: Лодейное Поле. Пешком выбираемся на трассу М-18, перейдя мост через р. Свирь. За мостом притаились гаишники, которых замечаем не сразу. Проходим мимо них и ...
7:30 практически сразу останавливаем Зил. Я прыгаю в кабину, Сергей залезает в кузов.
Водитель: До Олонца довезу, сейчас расскажете кто вы откуда.
РассказываюЕ
Едем. Разговоры о нашей нелегкой жизни. А кому сейчас легко?
Решаем высадиться у Мегреги (8:15), где в лесу спряталась церквушка начала XVII века. Водитель говорит, что через час он будет проезжать здесь вторично и сможет добросить нас до Тулоксы. Засекаем время идем посмотреть на церковь, запрятанную в лесах близ деревни. Заодно знакомимся с местными комарами.
9:00 Примерно через 45 минут мы вновь на трассе. Время Х. Водителя нет. Начинаем стопить и выходим из деревни. Запись из путевого дневника: л10:20 лсидим╗ после Мегреги с блеклой надеждой лпоймать╗ кого-нибудь╗.
10:54 Останавливается волга и пожилая пара соглашается подвезти нас до Олонца. Через пять минут въезжаем в город. Долго пребываем в нерешительности идти ли нам дальше или остановиться в гостинице (Ладога), что планировалось изначально. Однако, еще только полдень и впереди еще целый день Ц в путь. Перед этим заходим в местное кафе-кулинарию, берем ватрушку с брусникой (немереных размеров). Некоторое время идем по городу, стараясь покинуть его пределы.
12:15 Начинаем лстопить╗ на выходе из города.
12:30 Тормозим 26 по счету (считаются все а/м, проезжающие мимо нас) машину (легковую) и через 15 минут мы высаживаемся в Ильинском. Купание в реке Олонке.
13:45 Вновь выходим на трассу (Ильинский прошли пешком, что заняло порядка 25 минут). Спустя некоторое время ловим подержанную иномарку.
Мы: лЗдравствуйте. Мы в сторону Сортавалы.
В.: Только до ТулоксыЕ Стоимость автобусного проезда оплатите?
Мы: А сколько?
В.: по 10 руб.
Добро. Едем.
Тулоксу проходим пешком и около часа стоим на дороге. Стопим лесовоз, на котором доезжаем до следующего населенного пункта лВидлицы╗, пройдя который выходим на
16:15 берег Ладожского озераЕ Словами сию картину не описатьЕ Привал.
Выползаем на трассу и тут же ловим еще один лесовоз (ЗИЛ), едем до лПогранкондуши╗, возле которой на берегу озера лежит Вардашев камень, долгое время являвшийся границей между Россией и Швецией.
Камень действительно заслуживает внимания, однако в нашу задачу не входит описание всех достопримечательностей, встреченных в пути. А вот дорогу от д.Погранкондуши до Вардашева камня (или до лпогранки╗, как называют его местные жители) надо знать или иметь хорошую карту, т.к. пытаясь выйти к деревне, мы долго лрубились╗ сквозь лес, постоянно теряя тропинку или же натыкаясь на ложный след. В результате, совершенно измученные, мы около 20:00 выбрались к деревне, с которой открывается великолепный вид на Ладожское озеро. После недолгих поисков, нам удалось вписаться в дом к одной женщине, которая, поначалу не пустила нас и лишь затем, вероятно сжалившись над нами, открыла двери своего дома.
13 августа
7:00 подъем. легкий завтрак
8:00 В путь. Идем по трассе, т.к. машин крайне мало, а впереди есть населенные пункты. В начале 10-го после пройденных 3,5км останавливаем Камаз. Водитель может взять лишь одного, но за ним идет его товарищ на Урале, в который садится Сергей. Трогаемся. Едем порядка 60км до Питкяранты, не доезжая 3 км до города. Выходим. Проходим под мостом. Позиция идеальна. Пригорок, видимость хорошая, много пространства. Поэтому через 10 минут въезжаем в город на пятерке. В городе организуем небольшой привал и в путь. Через 5 минут нас подбирает та же пятерка и водитель любезно довозит нас до конца города.
Стопим. Как оказалось позднее, позиция неудачна, т.к. при выезде из города находиться пост ГАИ и переезд, пройдя которые стопим легковую, на которой добираемся до д.Койриноя, что в 8км от Питкяранты.
Проходим деревню и развилку на Петрозаводск. Вновь стопим. Довольно долго. Затем на очередном лесовозе едем еще порядка 8км до д.Леппясилта, где закупаем продукты и обедаем (выбор в магазине невелик). Снова выходим на трассу. Останавливаются первые непонятливые.
- Сколько стоит ваш бизнес?
По-возможности, корректно объясняем, что мы не бизнесмены. Стопим дальше, прошагав еще с километр. Останавливается Нива, идущая от Питкяранты до Сортавалы. К 4 часам водитель подвозит нас к гостинице лСортавала╗. Зная о наличии, как минимум еще пяти гостиниц в городе, мы все же не стали искать более приемлемых вариантов и берем на двое суток двухместный номер с удобствами за 565 руб с завтраком (завтрак Ц 65р.). Кратко о номере. В номере уютно, опрятно, есть телевизор, принимающий все основные российские каналы. В лпредбаннике╗ туалет, душ. Есть комплект белья, мыло, шампунь. Но!!! Отсутствие холодильника, духота, царящая в номере при невозможности его проветрить, комары и неудобные замки на дверях немного сглаживают первоначальное впечатление.
Следующий день: поход в краеведческий музей и покупка сувениров.
Пару слов о питании в городе. В гостинице. Ресторан, буфет. Цены более чем приемлемые. Например, ужин в ресторане (полностью соответствует своему названию), следующего содержания:
овощное ассорти (помидоры, огурцы, салат)
ганген (рис, овощи и кусочки отварного мяса)
хлеб
пиво
обошелся всего лишь в 136руб, что, учитывая весьма внушительные порции, весьма дешево. В Москве даже в забегаловке за такие деньги нормально пообедать довольно проблематично.
15 августа
9:00 Покидаем гостиницу. Небо затянуло тучами и на асфальт падают первые капли дождя. Проходим город и начинаем стопить. Через какое-то время останавливается легковушка, на которой мы проехали порядка 8км. Вылезая из машины попадаем под сильный дождь. Укрыться негде, позиция для голосования крайне неудачная: перед крутым поворотом. Достаю дождевик (у Сергея был зонтик), прячу под него рюкзак. Интересно было бы посмотреть на себя со стороны в тот момент. Но тогда нам было не до веселья Ц оптимальная позиция на вершине горы, продуваемой всеми ветрами. Насквозь промокшие, мы были готовы ехать в любую сторону, как вдруг рядом затормозил "жигуленок", на который мы не особо рассчитывали, т.к. в салоне было три человека. Воистину, мир не без добрых людей. Мокрые, грязные залезаем в машину, старясь не причинять неудобств нашим спасителям. Доезжаем до Лахденхпохья, бежим в ближайшее кафе, где нас ждет горячий чай. На наше счастье, я предусмотрительно взял с собою фляжку с бальзамом. Добавляем немного в чай, придавая ему новый аромат и вкус. Дальше действуем следующим образом: один стопит, другой ждет на остановке на другой стороне дороге. Через полчаса стопим Ниву (несмотря на то, что находимся в черте города) и доезжаем на ней до ж/д станции лЯккима╗ (около 13:00). Все. Решаем, что с нас хватит, к тому же автостоп не был самоцелью нашего предприятия. В заде ожидания прохладно, но хоть какое-то убежище от дождя. Ближайшая электричка (до лКузнечного╗) пойдет лишь через 5 часов! И то, предстоит сделать пересадку, чтобы добраться до Питера. Но другого варианта нет Ц дождь по-прежнему барабанит по крыше. Дежурный по станции согласилась вскипятить для нас воду (за которой я бегал под дождем до близлежащего колодца) Ц завариваем кашу (из пакетика, разумеется) и чай. Но лишь только мы утолили свой голод, а до прихода поезда оставался всего лишь час с небольшим, как дождь прекратился иЕ мы решили продолжить свое безумное путешествие, вопреки всякой логикеЕ
Выходим на трассуЕ Не верьте атласу! Если бы я ориентировался по нему, то мы бы ушли на второстепенную дорогу. К счастью, местные жители подсказали, что именно та дорога, на которой мы стоим и есть основная лмагистраль╗, ведущая до Питера. Тут же начинаем стопить Ц и тут же останавливаем Камаз (первая же машина!!!) Андрей, большое ему спасибо, без вопросов соглашается довезти нас до Питера Ц о таком мы не могли и мечтать. Едем. О, российские дороги! Особенно лпорадовал╗ 40-километровый отрезок на участке от Ландехпохья до Приозерска, представляющий собой грунтовую дорогу, с виду напоминающую стиральную доску. К девяти часам вечера въезжаем в Питер. На прощание дарю Андрею книгу А.Кротова лПрактика вольных путешествий╗, которая принесла нам немалую пользу во время сего путешествия.
Первым делом на вокзал Ц билетов нет, по крайней мере на ближайшие 10 часов. Хороший повод продолжить путешествие. На метро доезжаем до конца города и выходим на трассу.
0:00 Начинаем стопить сразу же после ж/д моста, сменами по двадцать минут каждый. Время идет. Временами подъезжают частники, бомбилы. Но особенно порадовали совсем молодые ребята на иномарке (какой не помню, но явно не металлолом)
- Здравствуйте, мы в сторону Москвы.
- ??! А куда конкретно.
- Ну, в Москву.
- ?!! (не помню, что точно они сказали, но ответ отрицательный. Да, ребята явно вчера родились. Такое ощущение, что они нас приняли за инопланетян с Марса. Как это в Москву. О том, что мы еще и бесплатно едем мы им не сказали. Интересно, какова была бы их реакция.)
Прошло два часа. В Карелии, несмотря на значительно меньший поток, столько мы не стояли ни разу. Холодно. Если так дело и дальше пойдет, то когда же мы в Москву приедем? А тут еще и усталость предыдущих дней начинает сказываться и спать хочется. Раздосадованные, ловим попутку и за 100 руб. возвращаемся на вокзал. Кассы закрыты. В зал ожидания можно попасть только заплатив 35 руб, что мы и делаем. Спать сидя мы не привыкли, посему продремав пару часиков, покидаем зал и шатаемся еще какое-то время по привокзальной территории. Наконец, открываются кассы, но от этого легче не становиться Ц ближайший поезд (в котором есть свободные места) поедет в 13:15, т.е. через 8 часов. Кроме того, плацкартных мест нет Ц только сидячие или купе. Невыносимо хочется спать Ц берем купейные билеты (по 1100руб!!!) и вновь отправляемся в путешествие по Питеру. Однако, сея маленькая экскурсия не вдохновляет Ц поворачиваем на вокзал. Завтрак в одном из кафе, кидаем вещи в камеру хранения и в зал ожидания. Невыносимо долго тянется время. Иногда проваливаемся в сон, но лишь на время, все вокруг словно в тумане. Сил ждать больше нет. Словно зомби вновь отправляемся осматривать ближайшие окрестности. Заходим в кафе. Потом снова вокзал. Забираем вещи. Ждем. Поезд, как назло, не спешат подавать под посадку. Но вот показался локомотив, тянущий за собой состав. Вваливаемся в купе, оккупируем верхние полкиЕ
21:00 Ленинградский вокзал. Неужели все? ДобралисьЕ
Резюме.
- Автостоп можно совмещать с культурно-ознакомительной поездкой, если иметь четкое представление о том, куда едешь. А вот вместо того, чтобы покупать сувениры, лучше взять с собой сменную обувь, свитерок или иные вещи, которые могут пригодиться в пути.
- Карелия. Дивный край. Автостоп привычен, и хотя поток машин весьма незначительный, вам не придется долго ждать. Но, с другой стороны, не стоит рассчитывать на то, что можно проехать по Карелии на двух-трех машинах. Скорее всего, вам придется двигаться от одного населенного пункта к другому. Хотя, как повезет.
- "Вписаться" в сельской местности весьма реально, хотя люди немного напуганы.
Да к тому же, в деревнях процветает пьянство. Кстати, финны, для которых
автостоп довольно обыденное и привычное явление, в России не тормозят, т.к.
их довольно часто становились жертвами воровства, нападений и т.п. Как
говориться, обожглисьЕ