Автостопом по России. Москва - Великий Устюг - Салехард - Тюмень - Уфа - Казань - Москва. 22-29 сентября 2004 г.
Откровенно нет никакого желания писать о прошедшем путешествии. Но надо. Не знаю почему, просто так надо. Итак…
22 сентября. среда. Утро. За окном еще темно.
Рюкзак собран. Настрой боевой.
Легкий завтрак. Закрываем дверь дома за собой.
6:20. выходим из дома. На улице дождь…
От метро ВДНХ на 136-м автобусе добираемся до пересечения Ярославского шоссе и МКАДа. Проходим развязку, перебираясь через канавы, перебегая дорожное полотно, и выходим на трассу.
Резюме: лучше проехать развязку на транспорте, чем перебираться через нее пешком.
7:50. Начинаем голосовать. Рука с поднятым кверху большим пальцем застыла параллельно асфальту мокрого шоссе. Иногда отходим в сторону от трассы, пропуская несущийся грузовик, поднимающий вихрь брызг. Плащ доставать неохота. Довольно быстро стопим… вроде бы девятку (увы, не силен в моделях а/м). Водитель, тоже в прошлом путешествовавший автостопом, довозит меня до Королева. Довольно быстро стопим еще одну легковую и на ней добираемся до отворота на Пушкино. Поток машин заметно поредел.
8:40. Стопим газель, идущую до Переяславля-Залеского.
На ней доезжаем до города (10:15). Можно было бы выйти на объездной, но раз уж попалась такая оказия, то принимаю решение прогуляться по городу. Частью пешком, частью на маршрутном такси (5 р) проходим город, особо никуда не заглядывая.
На выезде из Переяславля стопим рафик на котором доезжаем до объездной (11:50). Усилившийся дождь заставляет надеть плащ. Жаль, плащ уж у меня больно неказистый, темно-зеленого цвета, хотя свои прямые функции выполняет: воду не пропускает и при этом «дышит».
12:30. На жигулях доезжаем до д.Осурово (12:45). Не успеваем оценить толком обстановку (насколько удобна позиция для стопа и т.п.), как стопим 11-ую модель. Один из примеров удачного стопа: машина идет в нужном мне направлении. На ней я проехал км 450, или что-то около того. Проезжаем мимо Ярославля (14:00), по объездной минуем Кострому (15:00), «прошиваем» Макарьев (16:55).
17:30. Выходим вначале объездной дороги возле города Мантурово. Еще светло, поэтому продолжаем стоп. Но с каждой минутой все острее чувствуется приближение ночи. Доезжаем на попутке до ближайшей деревни, где пытаемся вписаться на ночлег. Палатки, спальника нет, рассчитывать приходится только на «цивильную» вписку. А жаль, был бы спальник, то можно было бы заночевать в одном из заброшенных домов. А таких в умирающих деревнях России довольно много. По крайней мере, проезжая Костромскую область, я видел лишь черные, покосившиеся дома и лишь иногда развешанное кое-где белье напоминало, что в этой деревне еще теплится жизнь.
Увы, моя попытка оказалась бесплодной. Вновь добираемся до начала развязки и идем в город, планируя остановиться хотя бы в гостинице, которая, как я надеялся, должна была быть в городе (как оказалось, в городе не одна, а две гостиницы). Попутно голосуем, но тщетно. Как выяснилось, местные жители довольно слабо знают географию собственного города, даже не догадываясь о существовании в их городе гостиницы. Впрочем, некоторые указывают путь, причем каждый по-разному. Устав от поисков, голодный, откровенно голосую. В центре города. Останавливается мерседес. Не буду врать какая модель, но явно не подержанный 250-й. В салоне под стать машине представительный мужчина. Сажусь. На вопрос какая гостиница нужна, попроще или покруче, выбираю первый вариант. Доезжаем до гостиницы «попроще» (примечательно, что денег водитель не взял, хотя я было потянулся за кошельком). Называется «Унжа». Попроще, это размещение в двухместном номере за 189 рублей (вернее, 189 руб. и 39 копеек). В номере понятно, только шкаф, тумбочка, стол, пара кроватей, пара розеток. Все удобства в конце коридора. На тот момент предел мечтаний. Идем в соседнее кафе, где всего за 40 рублей меня ждет столь желанный ужин. Вечером мною овладело смутное чувство. А не развернуться ли восвояси? Тоска, апатия, обзовите как хотите, но про Салехард я тем вечером не думал.
27 сентября. четверг.
9:10. Покидаем гостиницу и выходим в дождь на улицы Мантурово. Говорят, язык до Киева доведет. Возможно, но путь сей будет долог. Следуя указаниям случайных прохожих, я долго бросался из стороны в сторону, пока не уперся в разбитую грязную грунтовку, ведущую в сторону д.Знаменка, расположенную как раз в районе нужной мне объездной. Идти по ней? Поток машин минимален. Вернее, его нет вообще. Тем не менее, стопим уазик, на котором доезжаем-таки до Знаменки (10:40). Довольно быстро стопим волгу, на которой достигаем Шарьи (11:30).
Выходим в начале объездной. Долго стоим, наблюдая за тем как большинство машин уносится в сторону Шарьи. Редкие же из них, проходящие мимо меня, все имеет номера Кировской области, тогда как я стремлюсь на Север, в вологодские пределы. Меняем диспозицию, быстро стопим Камаз, на котором проезжаем Шарью и выходим за полкилометра до того момента, как дорога соединится с объездной. Скоро останавливается девятка, на которой доезжаем до д.Верхнеспасское (13:40), что в 40 км от Шарьи. Позиция для стопа довольна неплохая: небольшой холмик, пост ГАИ, за котором вполне можно голосовать. Примечательно, что подвез меня как раз сотрудник ГИБДД на своей а/м (!).
Ждать долго не приходится – останавливается Камаз (14:00). В кабине двое, напарник водителя не совсем трезвый. Вначале, шутки, но потом действие алкоголя начало сказываться в некоторой агрессии. Мол, а ты не террорист, а что у тебя в рюкзаке, паспорт покажи? Показал. Уж не знаю, почему он решил что фамилия Аверьянов не русская. Неприятно, словом, но терпимо. Угостили колбасой с черным хлебом, причем оставили все мне в дорогу. В начале четвертого высаживаюсь, не доезжая км 20 до Никольска. Опять пост ГАИ, широкое полотно, машину видно издалека и меня тоже. Но тщетно, машины идут раз минут в пять. Немного проходим вперед, ища другую позицию, но все не то. К счастью, меня подбирают жигули, на которых проезжаем км 10 и высаживаемся в районе д.Пермас на более удобной позиции, хотя и в районе автобусной остановки. Заодно успели отведать клюквы, т.к. водитель с дочкой как раз возвращались из леса. Не успеваем даже чайку попить, как садимся в Зил, везущий рабочих домой в Никольск. Перед городом опять встает дилемма: или выходить вначале объездной или доехать до города и идти км 3 до соединения ее с дорогой, ведущей из Никольска. По опыту принимаем второе решение (как оказалось верное).
17:20 Никольск. Нигде не задерживаясь спешим в сторону развилки, попутно голосуя. Слева открывается прекрасный пейзаж, который не грех запечатлеть. Выходим на развязку и тут же (в начале седьмого) стопим Зил, идущий из Никольска до… В.Устюга. Повезло, т.к. уже сумерки все плотнее покрывают землю. Водитель сам из Устюга, разговор течет свободно, и время бежит незаметно.
21:00 Вот мы и в Великом Устюге. Андрей провозит меня по городу и довозит до центра, где рядом друг с другом расположились две гостиницы: Сухона и Двина. На сем расстаемся и направляемся в гостиницы… 500 р. В другой 750! Я конечно, все понимаю и деньги с собой взял, но… Конечно, может быть ТАКИЕ цены связаны с тем, что в это время в Вологодской области проводились дни Москвы. Я все же решил попытать счастья и отправился на поиски ночлега. Посоветовали обратиться в общежитие Речного училища. Идем в училище. Но общежитие находится в другом здании. К счастью оно расположилось неподалеку, и через несколько минут я уже поднимаюсь по ступенькам, ведущим в общежитие. Однако, администратора, решающего подобные вопросы на месте не оказалось, дежурный посоветовал обратиться в здание Речного вокзала. Там все занято, хотя там сдают «койки» постояльцам… за 350р! Что-то подсказало мне, что можно еще раз попытать счастья непосредственно в здании Речного училища, т.к. в первый раз сторож показался мне вполне приветливым и отзывчивым человеком. Так оно и оказалось: выслушав меня, он без тени смущения впустил меня. Отапливаемый спортзал, маты, туалет с рукомойником, розетка, что еще может быть желаннее для вольного путешественника?
28 сентября. пятница.
На следующее утро, позавтракав, около восьми покидаю училище и иду посмотреть город. Вернее, по совету Андрея, подвезшего меня до Устюга, решил зайти в магазинчик «Северная чернь». Устюг славится выделкой серебра. Вот и решил заглянуть. Не зря ждал два часа до открытия магазина. Помещение небольшое, но выбор довольно неплохой и главное, что цены весьма демократичные. Весьма! Так, я приобрел очень красивую подвеску всего за 151р.
На этом мое знакомство с В.Устюгом заканчивается.
В районе 11-ти выходим на трассу. Место не самое удачное, в поисках другой позиции стопим джип, на котором проезжаем 40 км и в 12:26 высаживаемся в районе Приводино. Водитель сам из Лабытнанги (воистину мир тесен) и помимо некоторых небесполезных сведений, он снабдил меня телефонами своих знакомых, у которых при случае можно было бы остановиться (воистину мир не без добрых людей).
Стопим недолго и садимся в кабину грузовика, на котором доезжаем до Котласа, вернее до ж/д вокзала (южного, т.к. в городе две станции: южная и узловая). Еще ранее, я принял решение ехать дальше поездом: во-первых, малооживленные дороги, во-вторых, проблемы с впиской. Поезд гарантировал счастливое разрешение всех этих проблем. Иду на вокзал, где узнаю, что до отправления поезда, следующего до Лабытнанги остается 30 минут! В кассу очередь. (я не стал рисковать и ехать далее методами автостопщиков: вписываться в локомотивы, договариваться с проводниками и т.д.). За 15 минут берем билет. 515 р. И узнаем, что поезд остановится на узловой, т.е. за пять км от того места где стоял счастливый обладатель вожделенного билета. Выходим спокойно (!) из вокзала и подходим к таксисту. Называем пункт назначения, умолчав о том, что через 15 минут уходит мой поезд.
- Сколько?
- 100 р.
- Не-е, много, 50.
- Не-е, за 50 тебя никто не повезет…
Договорились на 80. Справедливости ради, стоит сказать, что это действительно стоит 80р. Ехать прилично, а если прибавить качество дорог… Короче приезжаем на станцию за 5 минут до отхода поезда.
Котлас (14:00) – Лабытнанги (18:07). Не самые приятные впечатления. Во-первых, потому, что пассажиры в основном челноки, публика не самая приятная и доброжелательная. Во-вторых, от Сейды до Лабытнанги поезд буквально тащился, т.к. построенная заключенными однопутка не позволяла развить достаточную скорость. Как выяснилось со слов местных жителей, мне повезло, что поезд пришел по расписанию, т.к. из-за ремонта дороги он довольно часто простаивает.
Вечером прибываем в Лабытнанги. Тут же на вокзал, звонить. Дежурный не очень порадовал, сообщив, что позвонить можно будет только завтра утром. Еще в поезде я пробил информацию по поводу вписки в отстаивающемся поезде. Такса стандартная – 100р. На вокзале разговорился с парнем, Сергеем, который также искал возможность позвонить. Он приехал на заработки (работает в тундре девять самых сложных месяцев, начиная с октября) и в городе у него был знакомый. Что ж, вдвоем веселее. Из магазина удалось позвонить: его друга нет дома… У меня в кармане записная книжка, в которой телефоны людей, у которых можно было бы вписаться. Но, я не один. А бросать человека. Не то, чтобы бросать. Просто, раз уж наши пути пересеклись, пойдем вместе. 100 рублей не такие уж и большие деньги, да и потом так интересней. В том же магазине закупаем хлеб, сок и без труда вписываемся в вагон, в котором ехал Сергей (соседний с моим). Сговорились на 150р за двоих. На ужин настоящая семга, собственноручно пойманная и засоленная моим случайным попутчиком. Эх, пивка бы. Ничего и чай сгодится. Вечер проходит за беседой, но уже пора спать…
26 сентября. воскресенье.
Пришло время расстаться. Дорога моя лежит в сторону Салехарда. Иней покрыл землю и я не пожалел, что взял с собой куртку и перчатки (ну и что, что х/б). До парома 6 км. После ж/д переезда толпится народ в ожидании маршрутки. «Нахожусь еще» - подумал я, и остановился. Впрочем, подъехала газель и забрала всех, кто был на остановке. Бесплатно. Из окна было видно, как к тому месту, где мы стояли в ожидании, спустя минуту подошла м/т. Сидим молча. Но на паром газель с нами не пустили. Что ж, выходим. Переправу теперь контролирует частник, что наверное к лучшему – для пешеходов переправа бесплатна. В самом деле, что ему взять с 15 пассажиров, когда каждую минуту к причалу подъезжает а/м, с которой можно взять больше, чем со всех нас вместе взятых. Ветерок пробирает. Уф! С парома бегом к маршрутке. Тут уж не зевай, а то места может и не хватить. Так оно и получилось – у причала осталось несколько пассажиров, тщетно пытавшихся остановить какую-либо машину.
За 20 р. доезжаем до аэропорта. Как удобно, что помимо расписания на табло указана и стоимость билетов. Самые дешевые до Тюмени – 4470р. (эконом класс). Замечательно, я ведь не ставил цели идти только стопом. Отнюдь. Впрочем, какие у меня варианты. Поездом обратно. Увольте. Наелся я этого поезда. И потом, что это за путешествие такое – по одному маршруту дважды? Речным транспортом? Пять, в лучшем случае четверо суток на теплоходе/барже? Не-е. Берем билет, даже особо не раздумывая, не жалея о деньгах (хотя я отнюдь не обеспеченный финансами человек). Интересно, что вылет указан по местному времени, тогда как ж/д вокзал работает по московскому (!?). Что ж, у меня в запасе, как минимум часов шесть для того, чтобы осмотреть город.
Салехард (до города доехал на грузовике). Город понравился. Может быть сказалась погода: яркое солнце на фоне пронзительного северного неба, легкий морозец (+2 +4), что может быть прекрасней. Но и сам город произвел впечатление: небольшие аккуратные дома (максимум 5 этажей), хорошие дороги, чисто (по российским меркам). Добрался до порта, где выяснил, что ближайший и он же последний теплоход (Калашников) уходит аж 29 сентября и до Тобольска идет 5 суток! Забегая вперед, скажу, что 29 сентября я уже приехал в Москву. Еще раз порадовался тому, что у меня в паспорт был вложен билет на самолет. В торгово-развлекательном центре «Поларис» зашел в интернет-кафе. Не зря, т.к. выяснилось, что в Тюмени меня может вписать автостопщик, и у него тоже Билайн.
На маршрутке добираемся до аэропорта, где умудряемся выпить чашечку кофе с пирожным в местном баре (45р). Это при том, что в кошелке осталось порядка 700р, а от Тюмени до Москвы более 2 тысяч км!
Долго ждали посадки. Дождались. Ту-134. Откуда там «бизнес-класс» непонятно. Просто ближе к кабине пилотов и, т.о, к выходу. Вы уж, извините, но платить за сие удовольствие лишние 1700р. (?!). Хотя, там (если в нем кто-либо летел, чего я не заметил) может быть кормили получше. Но когда летишь полтора часа, питание не играет большого значения.
Тюмень. О, слава небесам! Телефон нашел сеть и тут же получил sms от Димы-автостопщика, который с другом уже ждали меня у выхода. Нас вывели из аэропорта через какую-то непонятную дверь в строительном заборе, которую открыл некто в камуфляже по виду рабочий (я, конечно, понимаю – ремонт, но это ведь аэропорт, а не троллейбусная остановка, какие-то меры безопасности должны быть. Увы или к счастью мы в России!). Что ж, это была моя первая цивильная вписка.
27 сентября. понедельник.
Из разговора с Димой выяснил, что идти на Москву лучше южным путем: через Курган-Челябинск-Уфу-Казань, чем ехать севернее, т.к. дорога от Екатеринбурга до Перми мягко говоря… да и ее нет вообще. Нет, асфальт есть… местами, кусками, ямами и рытвинами. Что и подтвердили потом подвозившие меня водители. А ведь хотелось заехать в Ижевск, где мне была гарантирована вписка, да и хотелось бы побывать на местном радиозаводе, с которым связан целый период в моей жизни (и сейчас тоже). Что ж, не судьба. Хотя я вначале и дернулся было на трассу до Екатеринбурга, даже постоял там минут 30, но потом дошел до Тюменского «МКАДа», тут же застопил машину и проехав с километр, вышел на трассу Тюмень-Курган.
7:00 Вначале на Оке до Червишево (7:30), далее на жигулях до поворота на Кедрово (7:55). Спустя 25 минут стопим МАЗ, на котором благополучно добрался до Кургана (10:20), вернее до развязки (в город не заезжал). МАЗ был стареньким, кабина держалась на одной раме (со слов водителя) и потому ощущалась каждая кочка или яма, которыми так изобилуют российские дороги. Далее долго. Вначале минут 40 безуспешного стопа, после чего зашел в кафе перекусить блинчиками с чаем (всего 28р) затем доезжаем на жигулях (причем на такси, без шашечек правда и разумеется бесплатно) до развязки на Челябинск. Стопим Камаз, на котором доезжаем до опять-таки объездной, идущей вокруг города (16:10).
Что ж, далее записи в моем блокноте обрываются – будем восстанавливать ход событий по памяти. На карте Челябинск предстал довольно большим городом. Так оно и оказалось в действительности. Поэтому решил объехать его по объездной. Но не учел, что последняя имеет значительную протяженность. Очень значительную. И не все машины идущие в Уфу идут в объезд. Но решение принято. Едем. На трех машинах довольно быстро проезжаем развязку на Екатеринбург и… попадаем в мертвую зону. Смеркается, освещения нет, полотно узкое… Стопим. Тщетно. «Можно так и всю ночь простоять» - подумал я и перескочил пока была возможность на трассу ведущую в город. Подкрадывается паника, однако водитель фольцвагена не дал ей овладеть мною, подобрав меня. И долго потом удивлялся, как это можно так путешествовать. Даже провез меня несколько больше по городу, чем нужно было самому. Спасибо. Успеваем перекусить блинами с ветчиной и на троллейбусе доезжаем до конца города, где начинается трасса на Уфу. На вписку и вообще спать не рассчитывал, стремясь как можно быстрее достичь Чебоксар, где меня ждали. Не выходя из города стопим и довольно быстро уезжаем, вначале на жигулях, затем на газели, на которой вторгаемся в Урал. Конечно, ехать через Урал (особенно осенью) лучше днем, когда можно насладиться красотой древних гор. Но я почему-то принял решение пройти Урал ночью. И прошел, вернее прошил, т.к. хотя проехал его на трех машинах (после газели меня подвезли на рафике, после чего подобрал Камаз), нигде больше 20 минут я не стоял (точно не засекал, но такое сложилось впечатление). На подобравшем меня Камазе ехал долго. Миновав хребет, водитель остановил машину, заглушил мотор и бросив подушку на руль, тут же уснул, пробормотав при этом что-типа «пора прикурнуть». Мне было довольно сложно приспособиться к такому полусидячему-полулежачему положению, тем более, что я не рассчитывал спать. Тем не менее часик-два я подремал. Водитель тоже не стремился «прикурнуть» конкретно и спустя некоторое время мы уже ехали по улицам проснувшейся Уфы (водитель, прекрасно зная город, поехал через него, а не по окружной) и я с ужасом думал, глядя на спешащих людей в темных осенних одеждах, как я будто входить в эту обыденную суетную жизнь. Вошел, как выяснилось. Водитель, к счастью, ехал в нужном мне направлении (в Нефтекамск) и провез меня еще более ста км до Дюртюли.
Вообще на протяжении всего путешествия я заметил, что меня подвозили как раз до того, места, откуда стартовала следующая машина. Так было, когда я ехал от Никольска до Устюга, во время прохождения Урала. И на сей раз, водитель высадил меня в районе кафе, от которого спустя несколько минут отъехал МАЗ, подобравший меня. Около кафе встретил еще одного автостопщика, направлявшегося в Москву из Екатеринбурга, однако мы решили ехать порознь. МАЗ шел в Москву. Причем водитель не собирался останавливаться, т.к. довольно сильно опаздывал. Ох, и долго мы с ним ехали. Порядка 550 км, отделявших Дюртюли от Чебоксар заняли у нас целый день, т.к. машина была перегружена и 30-тонный грузовик с трудом преодолевал подъемы, буквально заползая гребни холмов, которыми так пестрит центральная Россия. Правда, некоторые из них удавалось взять «с наскоку», но в наиболее протяженные машина шла не более чем со скорость 20 км/ч. Несколько раз останавливались: перекусить, залить солярки и т.д. Уже к вечеру добрались до Чебоксар. Андрей поехал дальше, а меня вскоре встретили и ночь я провел в уютной домашней обстановке.
29 сентября. среда.
Утром меня вывезли на трассу, где я долго не мог найти удачную позицию. На месте соединения дороги, ведущей из города с объездной, стоял пост ГАИ, за ним остановка, а дальше… дальше самое подходящее место для стопа заняла фура, которая уезжать в ближайшее время явно не собиралась. Тем не менее удалось застопить жигули, на которых проехал 10 км до поселка Москакасы, где довольно быстро застопил микроавтобус мерседес 608 модели.
Это была отдельная история. И дело не в том, что машина находилась в ужасном состоянии, была перегружена и еле ехала. Сам водитель, как признался мне потом, никогда не берет попутчиков, особенно автостопщиков. И при посадке он даже спросил: «А деньги есть», на что я ответил утвердительно, завив при этом, что еду автостопом и в дальнейшем этот вопрос не поднимался. Да и сам он сказал, что по мне сразу было видно, кто я такой и что мне нужно. Интересный человек. Но до Москвы он меня не повез, хотя ехал именно туда. «Знаешь я попутчиков не люблю. Если честно, вот сижу и жду, когда же будет этот Нижний Новгород (при посадке он сказал, что добросит меня до Нижнего)». Но и мне было не очень интересно ехать весь день на одной машине, хотя весь прошлый день я провел в кабине МАЗа. Но вчера было другое. Малооживленная трасса Уфа-Набережные Челны-Казань-Чебоксары, города, которые нужно было либо объезжать, либо проходить насквозь. А здесь Москва рядом и после Нижнего городов уже нет, если не считать Владимира, который проходится краями, да к тому же от Нижнего можно поймать машину напрямую до Москвы. Так оно и получилось.
Водитель, несмотря на свою нелюбовь к попутчикам, все же высадил меня, после того, как мы проехали город. Перекусив (уже почувствовалась близость Москвы – 35 рублей хватило только на овощной салат и тарелку борща) я довольно быстро застопил жигули, на которых благополучно добрался до Москвы, выйдя на МКАДе в районе Реутово и подарив на прощание водителю книгу А.Кротова. Подумалось «а может до дома ситистопом». Однако, тут же пришла другая мысль «сколько я таким образом буду ехать?» и сев в маршрутку благополучно добрался до дома. Часы показывали 21 час.
Итоги: 36 машин (все везли бесплатно), поезд Котлас-Лабытнанги, самолет Салехард-Тюмень. Из 36 машин 21 легковая, 10 грузовых, две газели, два рафика и один микроавтобус.
Москва. 4-8 октября.